Глава МИД РФ Сергей Лавров: «Наша общая задача - совместно работать над укреплением ОДКБ…»

27 марта 10:05

mil.ru

27 марта /ОДКБинформ/ На минувшей неделе в Москве с рабочим визитом побывал Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Возможно, кому-то показалось, что на фоне недавней масштабной встречи Президента РФ Владимира Путина с Председателем КНР Си Цзиньпином этот диалог руководителей внешнеполитических ведомств России и Армении остался, что называется, в тени. Но это не так. Повестка российско-армянской встречи дипломатов получилась весьма обширной, развернутой. Это и конкретный политический диалог на всех уровнях, и живое обсуждение актуальных вопросов двустороннего взаимодействия в торговой, гуманитарной, военной сферах, многое другое. И следует признать, что переговоры Лаврова и Мирзояна более, чем важны и значимы для нормализации ситуации на Южном Кавказе. Особенно это было видно на совместной конференции, которую по итогам переговоров дали главы МИД двух стран.

Прежде всего, по оценке самого Сергея Лаврова, переговоры получились «продолжительные, насыщенные и полезные». И в ходе диалога министры иностранных дел двух стран обсудили «практически весь спектр наших двусторонних отношений во всех областях». А кроме того, в ходе диалога были затронуты «региональные и международные проблемы», намечены «пути дальнейшего развития нашего стратегического партнёрства и союзничества». Это немало. Но, помимо этого, здесь же следует отметить активное и динамичное развитие торгово-экономических связей Армении и России. В частности, по словам Лаврова, в минувшем 2022 году наш торговый оборот удвоился достиг 5 млрд. долларов. Кроме того, российские компании являются лидерами по бюджетным отчислениям для Армении и по созданию рабочих мест.

Что ещё отметил Сергей Лавров, как важное и заслуживающее внимание? Например, «практику перекрёстных бизнес-миссий, проведение деловых форумов». Также в ходе диалога дипломаты «коснулись актуальной темы налаживания функционирования МТК «Север-Юг» с участием Республики Армения». (Об этом проекте, кстати, «Союзники.ОДКБ» писали совсем недавно).

Не обошлось и обсуждения дальнейших шагов по развитию культурно-гуманитарного сотрудничества. При этом глава российского внешнеполитического ведомства «поблагодарили армянских друзей за бережное отношение к русскому языку и культуре». В частности, участники диалога говорили о поставках учебников, повышении квалификации преподавателей и возведению новых русских школ в Республике. В этой связи нельзя не отметить информацию Сергея Лаврова о подготовке Форума образования и науки, который должен пройти в Армении в нынешнем 2023 году.

Но, разумеется, следует понимать, что, как бы ни были значимы и важны для нас всех экономические, гуманитарные связи двух союзных по ОДКБ стран – главной темой переговоров, конечно же, стала достаточно тревожная обстановка на Южном Кавказе. Ситуация осложняется ещё и тем, что очень много разных заводил от коллективного Запада хотели бы воспользоваться случившимся обострением, чтобы привнести в регион элементы хаоса, растущей напряженности, эскалации конфликта. Но здесь весьма полезно было бы обратить внимание на оценки этих подковёрных поползновений от участников переговоров. Что думает по этому поводу, например Сергей Лавров?

- Видим неприкрытые попытки стран Запада рассорить Россию и Армению (давайте называть вещи своими именами), - говорит он журналистам, - расшатать региональную архитектуру безопасности, заботясь при этом отнюдь не об интересах расположенных здесь стран, а о своих геополитических и корыстных интересах. Уверен, что подобные попытки обречены на провал.

Потому, по его словам, большую часть встречи участники диалога отвели «подробному обсуждению путей урегулирования ситуации вокруг Лачинского коридора и в Нагорном Карабахе», а, кроме того, «подтвердили важность скорейшего возобновления переговорного процесса по всем направлениям трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении».

Что, по мнению главы российского МИДа, следует предпринять уже в ближайшее время? Например - активизировать «деятельности Комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы при консультативном содействии России в полном соответствии с тем, как и договаривались наши руководители».

- С российской стороны выражена готовность и далее содействовать заключению мирного договора между Ереваном и Баку, - подчеркнул Сергей Лавров.

Затем - акцентировать значимость более широких региональных форматов, включая Консультативную платформу «3+3», которая, по словам Лаврова «открывает дополнительные возможности для налаживания диалога и развития сотрудничества между странами Южного Кавказа и их соседями».

Кроме того - теснее взаимодействовать на основных региональных и международных площадках, расширять кооперацию в ЕАЭС и СНГ, поддерживать инициативы друг друга, прежде всего в ООН, и продолжать тесные контакты в рамках ОБСЕ. А ещё - совместно работать над укреплением ОДКБ,

Здесь стоит сделать довольно существенную ремарку. Дело в том, что Сергей Лавров, далеко не случайно упомянул здесь общее решение двух стран работать над укреплением ОДКБ. Напомним, что незадолго до этой московской встречи дипломатов – в Ереване побывал Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Имангали Тасмагамбетов, который обменялся с Премьер-министром Республики Николом Пашиняном мнениями о «нынешней ситуации в зоне ответственности ОДКБ, региональных развитиях и вызовах безопасности». В этом контексте они также обсудили «ряд вопросов, касающихся ситуации на армяно-азербайджанской границе и механизмов коллективной обороны ОДКБ». Согласитесь, это весьма важный элемент политической работы Организации в регионе.

И ещё несколько слов о прошедших переговорах Лаврова и Мирзояна… Безусловно, практически все темы, что обсуждались в ходе встречи главных дипломатов двух стран – в самой Армении обсуждались очень и очень горячо, остро. И вот, как эта острота отразилась в вопросах, прозвучавших на послепереговорной пресс-конференции.

Вот, например, такой вопрос (прямо скажем, немаленький, и даже очень развёрнутый):

- Мы продолжаем быть свидетелями случая вопиющего нарушения трёхсторонних заявлений наряду с блокированием Лачинского коридора. Азербайджанская сторона продолжает практиковать воинственную риторику, содержащую прямые притязания на суверенную территорию Армении. Со стороны Азербайджана систематически нарушается режим прекращения огня в Нагорном Карабахе, то есть вне ответственности российских миротворческих сил. В прошлом мы были свидетелями того, что угроза применения силы переросла в непосредственное её применение.

В этом контексте общественность Армении ожидает от своего союзника адресных заявлений, конкретных действий по обузданию агрессии. Какие шаги Россия намерена предпринять для предотвращения новой агрессии, нависшей над Арменией и Нагорным Карабахом? Каковы действия России для гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха?

Завтра фактически исполняется 100 дней со дня незаконного блокирования Лачинского коридора со стороны Азербайджана. Мы знаем, что Россия прикладывает усилия для решения вопроса. Однако по сей день коридор остается закрытым. Не являются ли действия азербайджанской стороны дискредитирующим фактором с точки зрения посреднических усилий России? Не считаете ли Вы, что международная вовлеченность может способствовать достижению конкретных результатов по разблокировке коридора?

И посмотрите, как грамотно и эффектно Сергей Викторович Лавров, образно говоря, раскладывает всё по полочкам!

- Спасибо вам за ваше выступление, - спокойно начинает он, - Если говорить категориями «закончилась оккупация, длившаяся не один десяток лет» и «началась агрессия», то мы так ни одну проблему не решим. Надо всегда искать пути к примирению сторон и баланс интересов.

По словам Лаврова, «именно так поступала Россия как союзник Армении, как стратегический партнер Азербайджана, когда в 2020 году остановила боевые действия».

- Можно вдаваться в историю, но не хочу этого делать… Но все знают, что была возможность раньше добиться прекращения огня, чем это состоялось в итоге. Оставляю это для историков. Пускай они изучают, как всё это происходило, - поясняет Сергей Викторович, - Мы выступаем за то, чтобы строго в полном объеме, без каких-либо импровизаций выполнять все трехсторонние (1,2,3,4) договоренности, которые были достигнуты между президентами России и Азербайджана и Премьер-Министром Армении. Прежде всего, договоренности, которые были подписаны в ночь с 9 на 10 ноября 2020 года.

Глава МИД РФ также особо подчеркнул, что «проблема Лачинского коридора должна рассматриваться исключительно в этом контексте». «Только полное выполнение аспектов договоренностей, касавшихся Лачинского коридора, может «разрулить» нынешнюю ситуацию, - заявил Лавров, - Ровно этим сейчас занимаются наши миротворцы. Сегодня об этом подробно говорили. Надеюсь, что все стороны поймут, что выполнять эту часть, как и все остальные части трехстороннего заявления, должны все сообща. У каждой стороны есть свои обязательства».

Что касается посреднических усилий Российской Федерации и вопроса о том, не дискредитируются ли они азербайджанской стороной, то здесь Сергей Лавров порекомендовал «вернуться к трехсторонним договоренностям».

- Дискредитировать Российскую Федерацию не просто хотят, об этом открыто заявляют: США, Европейский союз, Североатлантический альянс, - резюмировал глава МИД РФ, - Они по большому счету занимаются тем, что я назвал бы «дипломатическим рейдерством»: пытаются «подмять» под себя трехсторонние договоренности между Россией, Арменией и Азербайджаном, навязать свое «кураторство» всей этой работе, прямо подрывая ключевые принципы документов, предполагающих активное участие Российской Федерации в решении вопросов разблокирования транспортных и экономических связей, в вопросах делимитации границы между Арменией и Азербайджаном и в вопросах содействия сторонам в подписании мирного договора.

Вели сегодня разговор с моим коллегой Араратом Мирзояном не путем нагромождения претензий к той или иной стороне (к Западу или не к Западу), а по-честному рассматривали сложившуюся ситуацию. Она объективно существует, объективно далеко не во всем отвечает задачам, поставленным в трехсторонних заявлениях. Обсуждали, как можно вернуть ситуацию в нормальное рабочее русло. Мне кажется, что определенное понимание было достигнуто.

А вот, к примеру, ещё один интересный вопрос. Что называется, вдогонку к прозвучавшему ранее:

- Вы отметили «дипломатическое рейдерство» «товарищей» с Запада. Возможно ли на сегодняшний день какое-то взаимодействие России и Запада на Южном Кавказе?

- Хотел бы выразить удовлетворение тем, что сейчас сказал Арарат Самвелович Мирзоян, а именно тем, что Армения не отказывалась от подписания решения по развертыванию миссии ОДКБ, - ответил на это Сергей Лавров, - Оно было предметом многочасовых переговоров накануне саммита ОДКБ в Ереване под председательством А.С.Мирзояна 23 ноября 2022 года. Его согласовали все министры. Дело теперь за малым: чтобы главы государств и правительств также поставили свои подписи. Такая возможность сохраняется. ОДКБ к этому готова. Знаем о такой готовности. Рад, что Армения не отказывалась от этой возможности, которая отвечает интересам обеспечения безопасности в регионе.

Лаврова также спросили: «какие шаги Россия намерена предпринять для предотвращения новой агрессии, нависшей над Арменией и Нагорным Карабахом? Каковы действия России для гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха?».

И вот, что ответил Министр иностранных дел России:

- Поддерживаем позицию, которую изложил Премьер-министр Армении Никол Воваевич Пашинян в своё время, подчеркнув, что он исходит из того, что вопросы гарантии безопасности жителям Нагорного Карабаха, обеспечение их прав должны решаться между представителями Карабаха и Баку. Побуждаем к этому стороны. В этом заинтересована и Армения. Безусловно, нам важно понимать, насколько качественными будут договоренности.

Здесь же Лавров привёл примеры совсем недавней истории. Вспомним те же Минские договоренности… Жителям восточной части Украины в соответствии с этим документом гарантировалось право на родной язык, на обучение детей на этом языке, право жить, работать, используя русскую речь, сохранять свою культуру, религию, иметь возможность для местного самоуправления и иметь особые экономические и торговые связи со своими соотечественниками - в случае с Донбассом это была Россия.

Также Сергей Викторович напомнил, что такие же права были предусмотрены в подписанном десять лет назад соглашении между Белградом и Приштиной о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово: язык, местное самоуправление, образование, культура, религия, особые связи экономического характера с Сербией.

- Для карабахцев будет необходим такой же набор прав, как и в любой похожей ситуацииДонбасс, Косово и сербские районы Косово, Нагорный Карабах - в контексте подтверждения лидерами Армении и Азербайджана приверженности положениям Алма-Атинской декларации 21 декабря 1991 года, - заметил Министр иностранных дел РФ, - Это не так всё сложно делать, как кажется. Всё будет зависеть от того, насколько порядочно поведут себя те, кто будет выполнять достигаемые договорённости. В случае с Донбассом (Минские соглашения), в случае с соглашением о создании Сообщества сербских муниципалитетов Косово ни о какой порядочности речи быть не может… Это пролог к ответу на вопрос о том, допускаем ли взаимодействие с Западом. Запад себя полностью дискредитировал. Видим, какие цели он преследует на Южном Кавказе. Их не скрывает, а декларирует – оторвать Россию… Российская Федерация продвигает, например, вместе с Арменией, другими странами региона формат «3+3»: три южнокавказских государства (Армения, Азербайджан и Грузия) и три их соседа (Россия, Турция и Иран)…

Запад уже активно работает над тем, чтобы подорвать эту структуру, которая только начала складываться, пытается навязать трём южнокавказским странам свои услуги (ЕС и США). Тем самым он опять предъявляет претензии на то, чтобы доминировать, утверждать свою гегемонию повсюду, далеко от собственных границ, прямо наступая на законные интересы трёх ближайших соседей Армении, Азербайджана и Грузии. Имею в виду Турцию, Иран и Россию.

Чем Запад руководствуется, когда на Южном Кавказе затевает какие-то игры? Наряду с этими геополитическими замыслами, он продвигает поддержку, в том числе финансовую, материальную различным НПО, которые и в этой части мира, как и в любом другом регионе, занимаются мероприятиями, которые можно назвать «подготовкой к очередной цветной революции». Это тоже не сильно скрывается. Все эти НПО известны. То, как они выступают публично, отстаивая интересы Запада и пытаясь дискредитировать действия России, Ирана, тоже известно.

Поэтому не вижу сейчас никакой возможности и необходимости для развития какого-либо диалога с Западом по Южному Кавказу, как и большинству других вопросов международной региональной повестки дня.

Владимир Попов / «Союзники. ОДКБ»

«ОДКБинформ»

Все новости