Каспий – тоже зона ответственности ОДКБ

12 октября 11:46

traveltimes.ru

12 октября /ОДКБинформ/ На минувшей неделе в Москве прошёл второй Каспийский экономический форум, в ходе которого правительственные делегации России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана обсудили ключевые вопросы сотрудничества в регионе, уделив особое внимание транспортным проектам и энергетике.

Конечно, для многих Организация Договора о коллективной безопасности ассоциируется, прежде всего с воинскими формированиями, правоохранительными структурами, специальными службами. Это всё верно, это всё имеется. Но экономика, а тем более логистика, связывающая территории стран-участниц ОДКБ также находится в зоне особого внимания и руководства стран-союзниц, и руководства Организации. Так что активизация усилий по развитию потенциала, так называемой, «каспийской пятёрки», в которую весьма уверенно входят Россия и Казахстан - сегодня, несомненно, значится в нашей общей и объединяющей повестке.

Среди основных серьёзных тезисов, прозвучавших в ходе московского диалога, можно выделить, утверждение, что в настоящее время активно формируются новые центры развития, и один из них - это Каспийский регион (об этом в частности, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин). Также была заявлено, что для раскрытия потенциала Каспийского региона «важно предпринимать скоординированные шаги по развитию транспортно-логистических возможностей», и что «прогноз роста грузовой базы для коридора «Север – Юг» показала практически двукратный потенциал роста к 2030 году, а в прошлом объем перевозок по нему был около 14 миллионов тонн».

Также здесь прозвучал настоятельный призыв к переходу на расчеты в национальных валютах и развитию независимой инфраструктуры финансового рынка. Вообще же стратегической задачей стран Каспийского региона участники форума назвали «углубление деловой кооперации и формирование новых производственных цепочек, что должно помочь государствам в преодолении зависимости от импортной продукции».

Также обсуждалось предложение российской делегации создать ассоциацию особых экономических зон, что по мнению инициаторов этой идеи «поможет координировать усилия по развитию промышленной кооперации в Прикаспийском регионе». А первый вице-президент Ирана Мохамммад Мохбер предложил создать общую экономическую зону в Прикаспийском регион. Кроме того - для развития экономик всего региона весьма полезным стала бы унификация сквозных тарифов, формирование единого транспортно-логистического каркаса – ведь «однородная и понятная инвестиционная среда в регионе позволит капиталу беспрепятственно двигаться на всем пространстве Каспия, повысит гарантии соблюдения прав и законных интересов инвесторов при реализации проектов».

Одним словом, результаты Московской встречи подтвердили высокий уровень и стратегический характер сотрудничества Каспийской пятёрки, её нацеленность на активный экономический рост.

В этой связи довольно серьёзный интерес экспертного сообщества вызвала статья Министра иностранных дел Сергея Лаврова по каспийской тематике, не так давно опубликованная в журнале «Международная жизнь». Публикация как бы предваряет только что завершившийся московский диалог, определяет ориентиры большого движения в Каспийском секторе.

О чём же идёт здесь речь? Прежде всего, Лавров отмечает, что «переговорный процесс по согласованию Конвенции продолжался более 20 лет и увенчался дипломатическим компромиссом, основанным на выверенном балансе интересов». Понятно и то, что «скорейшее завершение процесса её ратификации всеми Сторонами отвечает интересам региональной стабильности и поступательного развития».

- Разумеется, «каспийская пятерка» не собирается отгораживаться от внешнего мира, прежде всего в экономической сфере, - оговаривается глава российского внешнеполитического ведомства, - Вместе с тем мы с партнёрами едины в том, что выработанная нами позиция о недопустимости вмешательства в наши дела извне остается незыблемой.

Что это означает? По словам Лаврова, только одно – «взаимодействие с внерегиональными игроками возможно по общему согласию «пятерки». В качестве примера он приводит инициативы, реализуемые совместно с учреждениями системы ООН (проект Программы ООН по населенным пунктам «Урбанизация и адаптация к изменению климата в регионе Каспийского моря», проект Программы ООН по окружающей среде и Программы развития ООН по противодействию загрязнению Каспийского моря мусором и пластиковыми отходами). Кроме того, «параллельно с разработкой и принятием Конвенции успешно развивается процесс отраслевого сотрудничества». В частности, речь идет о Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, соглашениях о сотрудничестве в других областях – от транспорта и логистики до ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

- Трудно переоценить личный вклад в каспийское сотрудничество лидеров государств «пятерки», - особо подчёркивает Сергей Лавров, - Итоги каждого саммита способствовали расширению и углублению взаимодействия. В ходе последней, Шестой, встречи в «верхах» были подтверждены принципы деятельности «пятёрки», которые тем самым обрели статус политических обязательств, что гарантирует их неукоснительное применение в практической деятельности.

Напомним: в своё время в Ашхабаде главы прикаспийских государств рассмотрели текущие приоритеты сотрудничества, включая реализацию транспортного, энергетического, ресурсного потенциала Каспия, обеспечение экологической безопасности, взаимодействие в сфере туризма и культуры. Предметно обсуждались перспективы промышленной кооперации, проектной деятельности в сфере высоких технологий.

Кстати, Сергей Лавров особо отметил ряд весьма конструктивных инициатив, выдвинутых Президентом Казахстана К.-Ж.К.Токаевым, и в частности, предложение «создать каспийский продовольственный «хаб». Не забыл глава российского МИДа и идею Президента Туркменистана С.Г.Бердымухамедова «сформировать Совет делового сотрудничества».

Также по мнению Сергея Викторовича «важным достижением стала договоренность о создании постоянного механизма встреч министров иностранных дел «пятерки», в том числе в интересах обсуждения вопросов развития и совершенствования пятистороннего партнерства, выработки согласованных мер для реализации решений, подготовки повестки дня и перечня итоговых документов саммитов».

- Таким образом, - резюмирует Министр иностранных дел России Сергей Лавров, - можно с уверенностью утверждать, что прикаспийское сотрудничество набрало хороший темп и выходит на новые рубежи. Разумеется, решены далеко не все проблемы, стоящие перед «пятеркой». Остаются вопросы, требующие дополнительных политических и дипломатических усилий. Например, согласование проекта Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море, принятие которого Сторонами позволит завершить процесс делимитации водных пространств.

Кроме того, необходимо ускорить процесс согласования проектов пятисторонних документов в ряде ключевых областей межотраслевого сотрудничества. В частности, в сфере морского транспорта, поиска и спасения, обеспечения безопасности мореплавания, морских научных исследований, борьбы с браконьерством и наркоугрозой. Востребована дальнейшая консолидация усилий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, реагирования на вспышки инфекционных заболеваний. Продолжаются дискуссии по порядку деятельности Секретариата Тегеранской конвенции.

Разумеется, не забыл Сергей Лавров и экономическую сферу. По его словам, здесь крайне важно «не ослаблять работу, направленную на сбалансированное использование энергетических и транзитных возможностей Каспия, что подразумевает учет интересов Сторон, а также факторов экологической безопасности».

- Наш регион имеет все шансы стать одним из крупнейших в Евразии узлов мультимодальных трансконтинентальных перевозок, в первую очередь посредством раскрытия потенциала международного транспортного коридора «Север-Юг», - полагает глава российского МИДа, - Наращиванию взаимодействия на Каспии призвано способствовать и укрепление сотрудничества между регионами стран «пятерки». Другими перспективными направлениями являются культурное взаимодействие и развитие туризма, включая организацию круизных маршрутов.

Лавров также совершенно справедливо говорит о том, что «в интересах повышения эффективности существующих структур и механизмов целесообразно выстроить их в единую региональную систему».

- На нынешнем этапе оптимальным способом достижения этой цели видится создание гибкого пятистороннего форума – Каспийского Совета, который функционировал бы без секретариата и иных бюрократических надстроек, - размышляет Министр, - Данная идея прорабатывалась в «пятёрке» на экспертном уровне, а также была озвучена российской стороной в ходе Шестого каспийского саммита. Мы согласны с поддержавшим наше начинание Президентом Казахстана К.-Ж.К.Токаевым, который отметил, что Каспий «созрел» для новых шагов по институционализации пятистороннего взаимодействия.

А далее следует не менее важный вывод главы российского МИДа:

- Последовательно исходим из того, - пишет Лавров, - что работа «пятёрки» по обеспечению устойчивого развития Каспийского региона способствует поддержанию стабильности во всей Большой Евразии, сопряжению созидательных потенциалов государств и их интеграционных объединений, расположенных в нашем общем евразийском доме. Российская сторона готова и далее тесно взаимодействовать с прикаспийскими партнерами для решения этих и других масштабных задач на основе реализации принципов Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Что ещё… По мнению Министра, «в фокусе внимания должна оставаться тематика институционализации пятистороннего взаимодействия. Данный процесс идет достаточно успешно: уже сложилась традиция регулярных встреч лидеров прикаспийских государств». Кроме того, действует институт Конференции Сторон Тегеранской конвенции. Ежегодно проводит свои заседания Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биоресурсов и управлению их совместными запасами. Проходят сессии Координационного комитета по гидрометеорологии Каспийского моря. Имеются договоренности по механизмам регулярных встреч на министерском уровне, включая упомянутые встречи министров иностранных дел, а также транспорта и экономики. Функционирует Рабочая группа высокого уровня по вопросам Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел/спецпредставителей прикаспийских государств, созданная по итогам Пятого каспийского саммита. И что Сергей Лавров подчёркивает особо – «в пятисторонних вопросах прочно закрепилось правило консенсуса». А это в нынешних условиях политической турбулентности видится крайне важным условием справедливого сотрудничества.

Кстати, в этой же статье Сергей Лавров весьма высоко оценивает и, собственно, сам Каспийский экономический форум, который, повторимся проходит на уровне глав правительств. Он называет его «важным форматом сотрудничества», он напоминает, что «его первое заседание прошло по инициативе Туркменистана в 2019 году», а также выражает уверенность в том, что второй Каспийский экономический форум «придаст новый импульс торгово-экономическим аспектам каспийского сотрудничества».

Что ж, Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров не ошибся…

Владимир Столбов / «Союзники. ОДКБ»

«ОДКБинформ»

Все новости